Задание к теме: Исторический процесс и его участники
Для углубленного понимания темы: Исторический процесс и его участники, - по обществознанию, предлагаю в качестве контрольного задания работу с историческим документом. Автор его знаменитый российский историк А.М. Соловьев. прочитав его учащиеся должны ответить на контрольные вопросы по которым и выставляется итоговая оценка.
Великий человек - сын своего времени
А. М. Соловьев (1820 - 1879гг.) - российский историк.
Первая обязанность общества образованного: разъяснить для себя значение деятельности великого человека; осознать свое отношение к этой деятельности, к ее результатам; узнать во сколько эти результаты вошли в нашу жизнь, что они произвели в ней, какое их значение для настоящего, для будущего.
Великий человек является сыном своего времени, своего народа; он теряет свое сверхъестественное значение. Его деятельность теряет характер случайности, произвола; он высоко поднимается как представитель своего народа в известное время, носитель и выразитель народной мысли; деятельность его получает великое значение как удовлетворяющая сильной потребности народной, выводящая народ на новую дорогу, необходимую для продолжения его исторической жизни. При таком взгляде на значение великого человека и его деятельности высоко поднимается народ; его жизнь, история является цельною, органическою, неподверженною произволу, капризу одного сильного средствами человека, который может остановить известный ход развития и толкнуть народ на другую дорогу вопреки воле народной. История народа становится достойной изучения, представляет уже не отрывочный ряд биографий, занимательных для воображения людей, остановившихся на детском возрасте, но дает связное и стройное представление народной жизни, питающее мысль зрелого человека, который углубляется в историю как науку народного самопознания.
После неудачи не отчаиваться, но усилить труд для того, чтоб как можно скорее поправиться; после удачи не отдыхать, не складывать рук, но также усиливать труд, чтоб воспользоваться плодами удачи, - вот примета великого человека.
Вопросы и задания:
1. Почему деятельность выдающихся личностей обычно находится в центре внимания исследователей?
2. Покажите на известных вам примерах прошлого и современности взаимосвязь потребностей, интересов народных масс и деятельности великих людей.
3. Всегда ли взаимосвязаны интересы народных масс и выдающихся личностей? Свою позицию аргументируйте.
4. Кто из политических лидеров, ученых, деятелей искусства XX в. (России и зарубежных стран) является, на ваш взгляд, выдающейся личностью?
5. Какие, на ваш взгляд, качества должны быть доминирующими у выдающихся личностей первой четверти XXI века?
6. Согласны ли вы с тем, что история является наукой народного самосознания? Либо подтвердите конкретным материалом эту точку зрения, либо аргументируйте свое несогласие с ней.
Алгоритм работы учащегося на уроке обществознания
Работая с текстом, нужно активно мыслить - задавать себе вопросы и искать на них ответы.
Ключевые слова - это слова, которые дают ключ к пониманию всего текста, его основных идей.
Критерии оценки ответа
- Представлена собственная точка зрения при раскрытии проблемы; проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях; дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
«5»
- Представлена собственная точка зрения при раскрытии проблемы; проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов; дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
«4»
- Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
«3»
- Проблема не раскрыта, или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
«2»
Похожие статьи:
Вы можете оставить комментарий