Древние мыслители о мире и человеке
В новом задании на тему мыслителей прошлого, я предлагаю ознакомиться с восточной культурой. Разберем понятия человека, правды, религии и нравственности с позиций индийского и древнекитайского учения.
Задание 1. Текст Мудрость веков
Вводное замечание. Упанишады - литературные памятники Древней Индии. Буквальный перевод - сидеть около, т. е. у ног Учителя, получая наставления. Чаще всего Упанишады (их насчитывается более ста) представляют собой диалог мудреца-учителя с учеником.
Обучив Веде, Учитель наставляет ученика: “Говори правду. Следуй добродетели. Не пренебрегай изучением. Принеси учителю приятный (ему) дар, не пресекай нити (своего) потомства. Не пренебрегай правдой. Не пренебрегай добродетелью. Не пренебрегай благополучием. Не пренебрегай величием. Не пренебрегай изучением и обучением. Не пренебрегай обязанностями перед богами и предками.”
Вопросы и задания:
1. Какой тип мировоззрения (религиозно-мифологический или научный) представлен в этом фрагменте? Ответ обоснуйте.
2. Какие мысли фрагмента можно отнести к нравственности, а какие - к религии? Аргументируйте основания такого разделения.
Задание 2.
1. В представлениях древних китайцев человек:
а) занимает срединное положение в мире;
б) должен следовать единственному ходу вещей;
в) тесно связан с природой;
г) все перечисленное выше.
2. Что означает понятие «дао»?
а) эквивалент бога;
б) свод законов и норм поведения человека на Востоке;
в) установленный миропорядок, находящийся в пути, движении, изменении.
3. Назовите положения, которые характерны для конфуцианства:
а) гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми;
б) высшей ценностью считался индивид;
в) необходимо следовать строгому порядку, нормам;
г) государство - большая семья, где государь и «сын Неба», и «отец и мать народа».
Похожие статьи:
Вы можете оставить комментарий