Письмо ветерана (из цикла “Великая Отечественная война глазами моей семьи”)

20.12.2011
Объявления:

Уважаемый  Михаил Васильевич!

Уважаемые члены совета ветеранов 369 стрелковой дивизии.

С сердечным приветом к Вам ветеран  369 стрелковой дивизии Синюков Максим Иванович.

Уважаемые товарищи, кровные друзья. Вы просите описать пройденный боевой путь дивизии. Но мой путь в дивизии очень короткий, всего в три месяца, т.е. с 20 сентября по 24 декабря 1941 г. Потому что я с первых дней войны имел отсрочку по ранению, которое получил 23 февраля 1940г. в боях с белофиннами. Призваны мы были 20 сентября 1941 г. Куртамышским райвоенкоматом, из села 9 человек. В Курган прибыли 21 сентября 1941 г., размещались по населенным пунктам. Наш полк №1223, в нем были люди разных возрастов, но несмотря на разность возраста, люди сдружились, ознакомились с местностью, потому что у нас были участники гражданской войны, даже партизаны. Настроение было приподнятое.

Начались учебно-тактические занятия, не большие, но совершали походы. Много было людей, которые не служили в армии, не воевали, им было труднее. Но скоро все встало на свое место. На занятия и с занятий ходили с песнями. Что можно сказать о нашей жизни во время формирования. Жили в теплых хатах, помогали  колхозу убирать урожай. Нас встречали с большим удовольствием и благодарили за оказанную помощь. Потом кончилась наша мирная жизнь.

Дату отправления на фронт я не помню. До станции Грязи двигались по железной дороге, но были частые налеты немецких самолетов, тогда поезд останавливался, а люди прятались в лесу или просто в кюветах. Затем были походы, бои, освобождение сел, деревень. По направлению от Ториска к городу Ржеву, в оборонительных боях нам не приходилось участвовать. Понемногу, но продвигались вперед, не запад, освобождая населенные пункты, приходилось встречаться с мирными жителями. Осталась в памяти на всю жизнь женщина с тремя детьми. Одного несла на руках, второго везла на санках, а третий брел на своих ногах, трудно было узнать мальчик или девочка. Мы отдавали им у кого что было: сухари, сахар, консервы.

А некоторые населенные пункты встречали нас пепелищами, да обгорелые печи стояли как памятники войны. Это все кажется, как будто шли, освобождали и все. Но это далеко не так, за каждый населенный пункт платили кровью и жизнью людей. Отступая, фашисты жестоко сопротивлялись, цепляясь за каждый населенный пункт. Приходилось по 2-3 суток лежать в снегу, потому что село находилось на открытом, возвышенном месте. До села всего 1000 метров, днем нет возможности подняться, а с наступлением сумерков местность освещалась ракетами. Тогда командир роты, лейтенант Кузнецов, с одним взводом солдат, куда входило и мое отделение, повел нас в обход. Зашли с фланга, у нас было три ручных пулемета, винтовки, гранаты, подошли вплотную к селу и по сигналу открыли огонь из всего рода оружия, стали бросать гранаты. Когда по нам немцы открыли огонь, мы залегли и прекратили стрельбу. Когда немцы ослабили огонь, мы снова возобновили огонь. В это время наши главные силы подошли к селу и с криком «ура» ворвались в село. Не многим немцам удалось остаться в живых. Но и с нашей стороны были потери.

И еще были бои, брали пленных, отбивали обозы с продуктами, боеприпасами. Что касается стойкости наших товарищей, то надо сказать, что воевали мужественно, не один не пошел вспять, не жалея пролитой крови и самой жизни. Во всех боях я потерял из своего отделения три человека убитыми - Ладога, Позурев, Ситников (имени не помню), раненный 1 человек Васильев, Поздняков - тяжело контужен. Хоронить товарищей нам не приходилось, потому что все время продвигались вперед. Поэтому не могу сообщить, где и как похоронены товарищи. Последний бой был 24 декабря 1941 г. Наше подразделение попало под сильный огонь противника но, несмотря на сопротивление немцев, мы продвигались вперед. Когда я бежал в атаку, неподалеку разорвалась мина. Осколком разбило мне правый коленный сустав, я упал, но пытался встать, не смог, стал двигаться ползком, но вскоре и этого не смог.

А товарищи все продвигались вперед и вперед. Удаляясь, все меньше стало слышно выстрелов, а я от потери крови и сильного мороза, терял сознание. Придя в себя, я услышал окрик, двое товарищей, видимо из медсанбата, с санками  подобрали и вывезли меня на дорогу. По дороге шли легкораненые, на лошади молодой солдат вез двух тяжелораненых бойцов. Товарищи его остановили и положили меня в сани. Солдат доставил нас в населенный пункт, где размещался медсанбат.А затем пять долгих месяцев госпитализации в госпитале №1904 в г. Горьком. Началась гангрена, угрожала ампутация. Но благодаря заботам военных медицинских работников, а особенно главного хирурга Колокольцева Михаила Вениаминовича и врача Смирновой Ольги Александровны, я остался с ногой. 25 мая 1942 г. меня выписали в выздоравливающий батальон. Затем Волховский фронт 8 Армия, которой командовал генерал армии Мерецков Кирилл Афанасьевич. Но непосредственно в боях я не участвовал по состоянию здоровья.

Наша 8 Армия участвовала в прорыве блокады Ленинграда, за что ей было присвоено звание «гвардейской». В 1943 г. в декабре месяце по состоянию здоровья демобилизовался. Что касается связи с однополчанами, за исключением односельчан, ни с кем не было, а когда стали разыскивать друг друга, я написал в поиск областной газеты «Советское Зауралье», тогда получил первое письмо из села Шатрово от Пережогина Дмитрия Михайловича, это было 6 февраля 1976 г. Затем получил письмо от пионеров г. Кургана из Дворца пионеров имени Коли Мяготина. Затем получил письмо из города Ржева, школы №1 от пионеров 5-го класса, которые позднее прислали мне книгу «Страницы народного подвига». Потом много получал писем от родных погибших и пропавших безвести. Кого знал, отвечал, но многим не мог ответить, потому что даты погибших гораздо позже, чем я был в составе 1223 стрелковой дивизии.

Что касается семейного положения и работы: отец погиб в первую мировую под Варшавой в 1914г., мать умерла в 1915г. Таковы первые шаги моей жизни, потом 1921г., голодный год, скитания по Сибири в поисках куска хлеба. Девятилетним мальчиком я ходил по миру и уже знал, что такое голод и разруха гражданской войны. В 1922г. был урожайным, но поля пустовали, поросли бурьяном, потому что засевать было нечем. Когда окрепла Советская власть, появились трактора, организовались колхозы, совхозы, вспахали все поля и подняли все степи. Жить стало легче и прекрасней. Я к тому времени имел семью.

До войны работал бригадиром полеводческой бригады колхоза «Красный партизан», который был назван в честь первого колхозника Минина П.Ф., партизана гражданской войны, нашего однополчанина, который погиб под г.Ржевом.

После войны я работал учетчиком тракторной бригады, затем бригадиром по животноводству. Был награжден почетной грамотой, денежными премиями. Адреса своего не меняю, вырастили с женой Натальей Васильевной трех детей. В 1980г. отпраздновали 50 лет совместной жизни. Имеем десять внуков и двух правнуков.

Так что прожитая жизнь и пролитая кровь, оставили свои следы для грядущего поколения, которое живет под мирным небом вот уже36 лет.

Мое пожелание грядущему и будущему поколениям -  не слышать  слово голод и не видеть ужасов войны. А потому нужна всенародная борьба за мир, укреплять всеми силами его. Нужно отлично учиться, хорошо трудиться, овладевать знаниями и навыками, а молодым воинам всех родов войск, укреплять боевую и политическую подготовку, настойчиво изучать современное оружие и технику, крепить воинскую дисциплину, бдительно следить за происками внешних врагов нашей Родины! Беспрекословно выполнять устав и приказы командиров. Все вместе взятое будет способствовать укреплению обороноспособности нашей Родины!

С сердечным приветом ветеран 369 стрелковой дивизии Синюков М.И.

Уважаемый Михаил Васильевич, желательно получить ответ, какие Ваши впечатления по всему вышесказанному. Что пропущено, главное или что ненужное.

С уважением Максим Иванович.

Буду благодарна, если добавите эту статью в один из сервисов:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Похожие статьи:

  • No Related Post

RSS лента комментариев

Вы можете оставить комментарий

Имя (required)

Email (required)

Комментарий