Исторические игры - часть 2

24.03.2010
Объявления:

Уважаемые читатели, предлагаю вашему вниманию мою разработку “Исторические игры”, которую я успешно применяю на уроках истории. Первую часть Вы можете прочитать здесь - Исторические игры - часть 1. Автор: преподаватель Шакина В.Ф., pedagog-novator.ru.

Исторические игры - часть 2

1. Игра «Устное мультимедиа»

По ходу объяснения учителя нового материала, учащиеся составляют план, а затем предлагаются картинки, которые должны озвучить.

2. Игра «Три предложения»

Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ точно передаст содержание. Это можно сделать и с печатным текстом учебника.

3. «Древо познания»

Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому новому материалу. Им дается задание: на 5 листках составить 5 разных вопросов и заданий к нему. Наиболее интересные и правильнее прикрепляются на «Древо познания» (на доске).

4. Игра «Блеф – клуб»

Каждый вопрос ведущего (учитель, ученик) обязательно начинается с вопроса: «Верите ли вы, что…?». Например, верите ли вы, что варвары с большой любовью относились к земельному наделу? Или верите ли вы, что на Востоке также к природе относились, как и на Западе?

5. Игра «Чистая доска»

Перед объяснением нового материала, учитель в разных концах школьной доски в произвольном порядке записывает вопросы (для удобства игры их необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом картины и т.д. По ходу объяснения нового материала и беседы с учащимися, убираются с доски те, на которые дали правильный ответ. И к концу урока доска стает чистая.
2-й вариант. Соревнование – какой ряд быстрее сотрет вопросы.

6. Игра «Историческая гостиная»

В этой игре моделируется инсценированное общение «исторических героев». Роли, литература, вопросы и памятки распределяются задолго, не менее чем за месяц.

7. Игра «Исторические «акулы пера»

Многим знакома эта игра по TV, в которой корреспонденты различных газет, представители радиостанций и телепередач задают различные «каверзные» вопросы гостям (известным людям нашего времени) приглашенными в студию. Например, пригласить «М.С.Горбачева и побеседовать с ним на тему «Перестройка» в нашей стране».

8. Игра «Новый материал преподает… группа»

Группа предварительно делится по подгруппам, допустим, на семь (по 4 человека, когда объединяются учащие сидящие за 2-мя партами). Тема тоже делится на 7 вопросов. Объяснение нового материала строится из логически построенных вопросов учителя и ответов учащихся. Затем оценивается работа каждой группы.

9. Игра «Переводчик»

Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. Зачастую их просто зазубривают, не понимая их смысла. Двое учащихся – один называет понятие, другой дает определение, т.е. переводит. Такие игры уместны при изучении тем: «Политическая жизнь современной цивилизации» и «Экономическая жизнь современной цивилизации».

10. Игра «Найди ошибку»

Обычно применяю при повторении и закреплении учебного материала. Работая с текстом, учащиеся должны заполнить таблицу:

Ошибка Правильный вариант
1.                  1.
2.                 2.

11. Игра «Реставрация»

В этой игре сочетается методический прием конспективного изложения с подготовкой учащихся к умению создавать конспекты и работать с ними. Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями (возможно без точек и с пропусками для общеупотребительных слов. Например, представьте себе, что вы на экзамене. Вам попался вопрос, который не знаете. Но вот к вам попала спасительная шпаргалка, коротенькая и зашифрованная. Попробуйте ею воспользоваться.

12. Игра «Проблемная ситуация»

Представьте, что вы туристы и вам необходимо написать статью о событиях 5 октября 1993 г. или 20 августа 1991г.

Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала

1. Игра «Аукцион знаний»

2. Игра «Исторические пятнашки»

Игра способствует формированию практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, динамическому повторению дат, развивает внимание и память.

988г.
1147г.
862г.

3. Игра «Историческая азбука»

Игра развивает гибкость мышления, оперативность памяти, обобщает знания учащихся. Например, слово «охлократия». Задание: составить список слов на буквы, имеющиеся в данном слове по теме «Политическая жизнь современной цивилизации».

1. «р» - республика

2. «и» - император

3. «к» - колония

Можно дать несколько слов разным группам.

4. Игра «Отгадай героя»

Один из участников игры (водящий) уходит за дверь. Все остальные «загадывают» какое-либо историческое лицо. Вызывается водящий, он должен отгадать, кто задуман. Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы могут быть только такими: «да», «нет», «отчасти». На доске, например, можно написать несколько вариантов (имен).

1. Жириновский В.В.
2. Ельцин Б.Н.
3. Горбачев М.С.
4. Новодворская В.И.
5. Игра «Отгадай термин»

Игра проводится по тем же правилам, только учащиеся загадывают не героя, а термин.

6. Игра «Продолжи рассказ»

В этой игре двое учеников должны по одному предложению рассказать изучаемый материал. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение будет последним.

7. Игра «Рассказ наоборот»

Учащиеся знакомятся с текстом или слушают учителя, а затем воспроизводят услышанное – только наоборот.

8. Игра «Мнемотехника»

Предназначена для закрепления или повторения материала. По определенной теме необходимо заранее подготовить слова (фамилии, названия термина). Эти слова сортируются по степени трудности – простые, сложные.

Учитель зачитывает слова и просит в течении трех минут воспроизвести услышанные слова. Победит тот, кто является автором самого длинного списка.

9. Игра «От первой до последней буквы» («Поле чудес»)

Эта игра простая и носит скорее организационный, а иногда, релаксационный характер. Обычно выбирается какое-то ключевое слово, например ЭКОНОМИКА.

10. Игра «Что? Где? Когда?»

Участники рассаживаются по командам. Одна команда у доски. Ей задают вопросы по всей изученной теме представители других команд. Команда играет до первого неправильного ответа, после чего уступает место у доски другой команде. Игра проводится при повторении и обобщении учебного материала.

11. Игра «О ком идет речь»

Участникам игры нужно после каждого описания громко сказать имя героя, о котором шла речь.

Игры – головоломки
Ребусы, словограммы, кроссворды и т.д.

1. Игра «Восстановите изображение»

Учитель рассказывает тему – «Признаки правового государства». Один из признаков – четкое разделение властей (чертится таблица). Затем убирается с доски и предлагается восстановить по памяти.

2. Игра «Ассорти»

Включает элементы множества игр.

3. Игра – Урок – Суд

На уроке – суде учащиеся одновременно с закреплением изученного материала усваивают и основные принципы судопроизводства. В инсценированном процессе участвуют:
а) судья (обычно учитель)
б) подсудимый
в) обвинитель
г) защитник
д) эксперты
е) свидетели защиты и обвинения
ж) присяжные заседатели.
Подготовка проходит в течении 2-3-х недель. Собираются материалы о подсудимом, его жизни и деятельности, основных событиях и явлениях эпохи, о его современниках, об оценках, которые дали подсудимому историки, писатели, философы и т.д. Сам «процесс» целесообразно проводить на сдвоенном уроке.

Урок включает следующие этапы:

А) вступительные речи обвинения и защиты;
Б) допрос подсудимого судьей;
В) перекрестный допрос подсудимого;
Г) допрос свидетелей;
Д) Заслушивание мнения экспертов;
Е) прения сторон – речи прокурора и адвоката;
Ж) последнее слово подсудимого;
З) резюме судьи, уточняющего присяжным их задачу;
И) голосование присяжных и вынесение ими вердикта;
К) подведение итогов.

После проведенной любой игры учащимся можно предложить карточку оценки результативности игры:

1. Ясна ли была цель игры и твоя роль?
2. Сумел ли ведущий добиться игрового состояния?
3. Оцени ведущего с точки зрения владения материалам, приемами игры, стиля общения.
4. Оправдала ли игра твои ожидания?
5. Что показалось наиболее интересным и запомнилось?
6. Появилось ли желание узнать больше об эпохе?
7. Хотел(а) бы ты еще участвовать в игре?
8. Твои предложения, как сделать игру более интересной?

Список используемой литературы

1. М.В.Короткова «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории». Библиотека учителя истории.
«ВЛАДОС» Москва, 2003г.
2. Л.В.Борзова «Игры на уроке истории». Методическое пособие для учителя.
Библиотека учителя истории.
«ВЛАДОС» Москва, 2004 г.

Буду благодарна, если добавите эту статью в один из сервисов:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Похожие статьи:


RSS лента комментариев

Вы можете оставить комментарий

Имя (required)

Email (required)

Комментарий