Патриотическое воспитание историей
Подъем в последнее время национального самосознания, обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность.
Появился ряд документов и государственных программ, касающихся патриотического воспитания граждан, где возрождение и развитие патриотизма рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа духовно-нравственного единства Отечества. Особенно это заметно в юбилейные годы празднования Победы в Великой Отечественной войне.
Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношение к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, профессиональных училищах, техникумах, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе. Гражданскую позицию человек реализует в общественных делах, так как гражданином можно стать только в обществе.
Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину, чувствующую ответственность за нее. Такая личность понимает, что независимо от того, какое государство и какая власть находились на территории России - это временные категории, что есть вечная ценность - Родина с большой буквы: большая и малая, которую, как и мать не выбирают. Родина как выражение и символ заботы и любви самых близких и дорогих людей.
«Проблема воспитания историей» относится, по-видимому, к числу вечных. Новая система ценностей российского общества формируется болезненно и противоречиво. Деилогизация страны поставила перед образованием новые проблемы в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи:
- отсутствие патриотических чувств (особенно у подрастающих поколений)
- незнание своих корней;
- абстрактность восприятия понятий Родина и Отечества среди молодежи;
- низкая мотивация к сохранению и приумножению культурно-исторического наследия родного города, села, края;
- подверженность влиянию западных культурных ценностей в период глобализации;
- разрушение семейных и коллективных традиций в молодежной среде;
- противопоставление в сознании молодежи общества и государства;
- недостаточно адекватное понимание роли и места России, Зауралья и родного города, в историческом и культурном развитии общества и государства, своей роли в обеспечении защиты Родины.
Важным моментом гражданско-патриотического воспитания и фактором, обеспечивающим взаимосвязь и преемственность поколений, является развитие поисковой и архивной работы по увековечению боевой, а также трудовой славы.
В нашем училище первой ступенькой в этой деятельности стали исследовательские проекты, которые имеют не только учебное, но большое личностное и социальное значение. Темы мы выбирали такие, чтобы они пронизывали российскую, региональную историю и историю края, в котором родились и живем. Импульс к работе ученики получают под влиянием разных событий, но в данный момент это подготовка к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Тема «Великая Отечественная война глазами моей семьи» стала интересна настолько, что у обучающихся возникло желание заниматься ею длительное время, в течение всего учебного года и возможность задействовать учеников разных способностей и склонностей. Для целенаправленного поиска важна общественная значимость исследования и наличие достаточного количества материала.
Следующим шагом в нашей учебной исследовательской деятельности был общий инструктаж преподавателя по составлению плана и сбору нужной информации из разных видов исторических источников (книг, учебников, документов, материалов СМИ и др.). В беседе рассматривались разные способы работы с исторической информацией: поиск, выписки, интервью, фильтрация, систематизация, конструирование. По мере сбора и осмысления материала, план уточнялся и изменялся. Обучающиеся, собирая информацию о своих близких (дедушках, бабушках, прадедушках) учились записывать мысли по поводу услышанного и прочитанного, группируя материал.
Такой вид познавательной деятельности позволяет объединить учебную и внеучебную работу, расширяет кругозор учащихся, повышает мотивацию, развивает творческую активность, позволяет увидеть макроисторию через историю своей семьи. У обучающихся отрабатываются навыки литературного оформления собранного материала. Для некоторых учащихся оказалось нелегким делом дать свою оценку и обосновать свое видение заслуг своих близких в годы Великой Отечественной войны. Помимо индивидуальной работы над проектами, изложенными выше, ведется работа над проектом «Я - гражданин России». Форма работы над проектом - коллективная.
«Механизмом» духовного общения в данных коллективных и индивидуальных проектах был диалог поколений. Именно он составляет главный смысл и основной способ воспитания и формирования гражданско-патриотических ценностей личности. Общение порождает общность ценностей, которая достигается не внешним давлением, а внутренним приятием, переживанием ценностей других, становящихся моими ценностями и установками. В результате учебный материал усваивается не формально, а через «мост общения» между представителями разных поколений, значительно раздвигающий жизненные горизонты личности, формирующей свой ценностный мир.
Похожие статьи:
Вы можете оставить комментарий