Работа с учебником и опорными конспектами
Учитель является посредником между учебником и учеником. Учебник – это документ нормативного характера. Его нормативность предстает в плане определенного круга знаний (понятий, закономерностей, основных фактов и т.п.), которые должны составить содержание обучения.
Учебник определяет примерные параметры (и прежде всего минимум) глубины раскрытия этих знаний, мировоззренческую их направленность.
Использование преподавателем учебника предполагает такую его интерпретацию, такое истолкование, которое позволяет выявить:
1. методологические основы изучения вопроса, темы;
2. дидактические цели его изучения;
3. способы логической и методической обработки материалов;
4. место темы в системе курса и в общей системе обучения;
5. трудности для учащихся, сопряженные с индивидуальными особенностями учебника.
Индивидуальные особенности учебника проявляются в характере аргументов и степени их развернутости, в заданиях, иллюстрациях, примерах, специфике языка и т.п.
Большие возможности для анализа всех компонентов учебника представляет изучение рубрик (названий разделов, глав, параграфов, отдельных пунктов параграфа). Любой заголовок параграфа может выступать для ученика ориентиром уже потому, что, указывая объект изучения, направляет процесс привлечения имеющихся знаний о той группе явлений, к которым принадлежит названное в данном случае явление.
После знакомства с рубриками учебника, преподаватель переходит к работе с основным текстом, как ведущим компонентом учебника. Получают комплексное, разностороннее развертывание идеи и понятия, обозначенные в рубриках. Обращается внимание учащихся на то, что в каждой теме учебника есть главное составляющее ядро, которое необходимо выделить. Это главное, это ядро проявляется в том круге основных положений, объектов, понятий, содержание которых раскрывается в соответствующем тексте.
Обучая учеников выделять ядро темы, преподаватель решает несколько задач:
1. Облегчает свою работу по сосредоточению внимания учащихся на основных положениях темы, на главном.
2. Более успешно разрабатывает наиболее приемлемый в конкретных учебных условиях вариант изложения темы.
3. Составленный по основному тексту учебника план, значительно облегчает работу, так как он не только представляет собой краткое изложение темы, но и обеспечивает обзор ее как целостности.
Роль учебника как базы для изучения темы на уроках, особенно отчетливо просматривается в системе предлагаемых учащимся вопросов для разбора содержания изложения преподавателем:
1. Что дано?
2. Как дано?
3. Почему именно так, а не иначе дано?
4. Что и как из данных учебника необходимо использовать непосредственно, а что должно быть использовано в преобразованном виде?
В итоге выделяем три основных звена в работе с материалами учебника:
1. Вычленение путем анализа основного текста и всех примыкающих к нему по содержанию материалов, ведущих понятий, идей и фактов как ядра темы.
2. Выявление связи всех материалов учебника, как текстовых, так и внетекстовых, с ядром изучаемой темы.
3. Выявление назначения всех анализируемых материалов, их нагрузки путем интерпретации.
Опорные конспекты
Опорные конспекты содержат максимально сконцентрированную необходимую информацию. Работа с ними выполняет систематизирующую и наглядную функцию. Можно применять несколько вариантов организации работы с опорными конспектами, схемами:
• Опережающее изучение опорного конспекта, схемы, которое в дальнейшем дополняется углублением в материал учебника; в этом случае информация учебника расширяет уже полученные сведения, конкретизирует их, дополняет информацией, оставшейся вне опорного конспекта, схемы; этот вариант наиболее эффективен при необходимости выучить материал в кратчайшие сроки.
• Систематизирующее использование схемы после изучения соответствующего параграфа или пункта учебника; схема дает возможность обратить внимание на наиболее значимые факты и исторические связки, представить их в логической последовательности и предлагает краткий вариант ответа по опорному конспекту.
• Использование схемы на уроке в качестве наглядной опоры при изучении нового материала или его закрепления; она позволит даже слабым учащимся раскрыть суть изученной проблемы.
• Схемы могут стать примером систематизации учебного материала в случае организации самостоятельной работы; их можно брать за опорную базу для самостоятельного конструирования ответа на поставленную задачу, увеличивает возможности для познавательной и информационно-коммуникативной деятельности; схемы помогают сформировать умение опорного конспектирования учебных текстов.
Но для глубокого освоения эта работа должна сопровождаться изучением материала учебника, дополнительной литературы, решением тестов и проблемных задач.
Тестирование
Тест должен быть кратким и нести самую основную информацию, должен служить инструментом для оценки реальных знаний учащихся, а не становиться игрой в “угадайку”.
Тесты должны содержать не менее 10 и не более 30 вопросов. Оптимально применять двухуровневое тестирование. Первый уровень – подтягивающее или обучающее тестирование, является предварительным. Такие тесты обычно включают от 10 до 20 вопросов. После этого тестирования преподаватель определяет, насколько хорошо учащийся усвоил учебный материал, какие вопросы усвоены хорошо, а на каких стоит остановиться.
На обучающем тестировании (1-й уровень) я разрешаю пользоваться литературой и даже работать коллективно. Дело в том, что если учащийся ничего не знает и не подготовился к тестированию, то за время, отведенное на тестирование, он не справится, даже если будет усердно перелистывать учебник.
Второй уровень – более сложный, контрольные тесты, которые реально покажут, насколько хорошо усвоен материал и какую оценку заслужил учащийся. На выполнение контрольных тестов обычно выделяется 40 минут.
Таким образом, тестирование является продуктивной формой обучения и контроля.
Похожие статьи:
Вы можете оставить комментарий