Возможности использования карт на уроках истории в старших классах Часть II
В настоящее время в преподавании истории используют разные типы исторических карт.
Общие, отражающие исторические события в одной стране в большом промежутке времени, например, «Российская империя в 18 веке». Такие карты дают как бы в разрезе представление об исторических процессах, рост или сокращение территории государства, военные действия, социальные движения, передают динамику изменений.
Обзорные, отражают процессы, которые в последовательной цепочке происходят в одной стране за определенный период времени, например, «Российская империя с начала 19 века по 1861 г.» Эти карты используются при анализе, сопоставлении и обобщении большой учебной темы.
Тематические, отражают отдельные события, например «Первая русская революция 1905-1907 гг.», «Сталинградское сражение».
Этот тип карт подробно и детально раскрывает изучаемое событие.
Стараюсь придерживаться правил показа при объяснении исторического материала:
1. Границы страны обвожу указкой по замкнутой прямой;
2. Города отмечаю по условному кружку, а не названию города на карте;
3. Реки показываю по течению от истока к устью;
4. Направления военных походов - по имеющимся на карте стрелкам.
Представления обучающихся об историческом пространстве углубляются, когда я одновременно использую с показом по карте фотографии исторических деятелей, военачальников, иллюстрации картин художников и т.д. Большим вниманием у обучающихся на уроках истории пользуются мультипликационные карты из мультимедийных учебников, одновременно с дикторским текстом. Они наглядно и зрелищно воссоздают исторические события.
Стараюсь использовать исторические карты на каждом уроке, на всех этапах обучения. В домашних заданиях работа с контурными картами идет постоянно, особенно при изучении новой темы.
Использую и творческие задания под названием «Историческая путаница». При выполнении этого задания учащиеся перемещают события и исторических лиц во времени и пространстве, по своему усмотрению. Обычно это внеклассные мероприятия, где учащиеся с большим юмором и фантазией представляют свои версии, реконструируя исторические события.
Разнообразная и усложняющаяся деятельность обучающихся с исторической картой, развивает навыки и умения, формирует пространственные знания, которые так необходимы современному человеку не только на уроках истории или географии, но и в повседневной жизни.
Похожие статьи:
Вы можете оставить комментарий