Возможности использования карт на уроках истории в старших классах Часть II

26.10.2010
Объявления:

В настоящее время в преподавании истории используют разные типы исторических карт.

Общие, отражающие исторические события в одной стране в большом промежутке времени, например, «Российская империя в 18 веке». Такие карты дают как бы в разрезе представление об исторических процессах, рост или сокращение территории государства, военные действия, социальные движения, передают динамику изменений.

Обзорные, отражают процессы, которые в последовательной цепочке происходят в одной стране за определенный период времени, например, «Российская империя с начала 19 века по 1861 г.» Эти карты используются при анализе, сопоставлении и обобщении большой учебной темы.

Тематические, отражают отдельные события, например «Первая русская революция 1905-1907 гг.», «Сталинградское сражение».

карта Сталинградское сражение

Этот тип карт подробно и детально раскрывает изучаемое событие.

Стараюсь придерживаться правил показа при объяснении исторического материала:

1. Границы страны обвожу указкой по замкнутой прямой;

2. Города отмечаю по условному кружку, а не названию города на карте;

3. Реки показываю по течению от истока к устью;

4. Направления военных походов - по имеющимся на карте стрелкам.

Представления обучающихся об историческом пространстве углубляются, когда я одновременно использую с показом по карте фотографии исторических деятелей, военачальников, иллюстрации картин художников и т.д. Большим вниманием у обучающихся на уроках истории пользуются мультипликационные карты из мультимедийных учебников, одновременно с дикторским текстом. Они наглядно и зрелищно воссоздают исторические события.

Стараюсь использовать исторические карты на каждом уроке, на всех этапах обучения. В домашних заданиях работа с контурными картами идет постоянно, особенно при изучении новой темы.

Использую и творческие задания под названием «Историческая путаница». При выполнении этого задания учащиеся перемещают события и исторических лиц во времени и пространстве, по своему усмотрению. Обычно это внеклассные мероприятия, где учащиеся с большим юмором и фантазией представляют свои версии, реконструируя исторические события.

Разнообразная и усложняющаяся деятельность обучающихся с исторической картой, развивает навыки и умения, формирует пространственные знания, которые так необходимы современному человеку не только на уроках истории или географии, но и в повседневной жизни.

Буду благодарна, если добавите эту статью в один из сервисов:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Похожие статьи:


RSS лента комментариев

Вы можете оставить комментарий

Имя (required)

Email (required)

Комментарий