Метод проектов как средство повышения мотивации и качества знаний

20.01.2010
Объявления:

Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на запрос работодателей, является идея компетентностно-ориентированного образования.

Базовой образовательной технологией для этого в образовании, является метод проектов.  Метод проектов нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник профессионального училища, школы оказывается более приспособленным к жизни, ориентируется в разнообразных ситуациях, сможет работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

Большие возможности открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности. Метод проектов - система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе все усложняющихся практических заданий - проектов. Выполняя индивидуальные и коллективные проекты, учащиеся учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая  за свои успехи, промахи, недостатки.          Он сам (на первых порах при участии учителя) анализирует каждый шаг своего учения, определяя свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности.

Чувство свободы выбора делает деятельность обучающихся осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной. Без активизации мыслительной деятельности невозможно расширять и углублять исторические знания, приобретаемые на уроках. Главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение обучающегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Защита проектов проходит всегда очень оживленно, с активным участием оппонентов, в качестве которых выступают учащиеся других групп. Это не просто воспроизведение усвоенного, а уже формирование убеждений, поскольку свои идеи ребята отстаивают с фактами и аргументами.

Реализация проектного обучения требует большого количества времени и навыков работы с информационными ресурсами. В связи с осуществлением национального проекта, стал доступен Интернет. Поэтому в помощь обучающимся, при работе над  исследовательскими творческими проектами, я подбираю и знакомлю их с лучшими образовательными интернет-ресурсами. Хорошую проектную работу может создать не каждый ученик, и не на все темы. Поэтому, считаю целесообразным включение в учебный процесс, помимо проектов, элементы проектного обучения, применительно к изучаемым темам. В деятельности обучающихся при подборе материала, повышается интерес к истории, что позволяет по-новому взглянуть и на исторические проблемы. Опыт использования презентаций показал, что они позволяют видоизменять содержание занятий, привлекать к проведению уроков и внеурочных мероприятий учащихся разных групп, разного уровня подготовки.

В папке «Руководителя проекта»  собраны документы для обучающихся, в работе над которыми происходит осмысление технологии организации проектной деятельности. Здесь перечислены этапы подготовки проекта: подготовительный, поисково - исследовательский, оформительский и заключительный. Перечислена классификация творческих работ: исследовательские, например «Мой проект самореализации после окончания ПУ- 11», проблемно-реферативные, экспериментальные и др.

Темы для проектно-исследовательской деятельности обучающихся выбираем такие, которые имеют не только учебное, но и большое личностное, социальное значение, пронизывают российскую, региональную историю и историю Зауралья. Для целенаправленного поиска важна общественная значимость исследования и наличие достаточного количества материала. Это были проекты «Великая отечественная война глазами моей семьи», который на протяжении вот уже нескольких лет проводится в нашем училище, а также исследовательский проект, посвященный 65-летию образования Курганской области «Любовь моя - Зауралье».

Исследовательские  проекты обучающихся были награждены дипломами лауреатов в рамках Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», проводимого под эгидой издательского дома «Первое сентября», в котором мы принимаем участие вот уже три года подряд. Сейчас мы готовим исследовательские проекты к 65-летию Победы  на московский фестиваль, а также участвуем  в областном конкурсе «Афганистан. Взгляд через 30 лет».

Проектная деятельность при исследовании  истории своей семьи под названием «Генеалогическое древо моей семьи», подталкивает учащихся шире, чем на уроках обращаться к другим формам исторического образования, как бы самому писать историю. Данное задание непроизвольно втягивает всю семью в орбиту изучения родословной своей семьи. Не одну неделю тратят все члены семьи, чтобы воспроизвести ветви родословной, корни которой в некоторых семьях уходят в XVIII век. Около 400 человек - вот самая большая  родословная, воспроизведенная учащимся Петровым Игорем и его семьей. Ко мне приезжают в училище родители учеников на консультации по составлению родословных. В этой работе учащимся и их родителям, помогают памятки и алгоритмы для исследований «Твоя родословная в XX веке»,  «Сколько всего у тебя предков».

Данная поисково-исследовательская работа сопоставима по характеру мыслительной деятельности с работой историка. Исследования  на данную тему актуальны и социально значимы всегда,  а не только в «Год семьи». По завершении работы, я говорю обучающимся, что они летописцы своей семьи.

Буду благодарна, если добавите эту статью в один из сервисов:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Похожие статьи:


RSS лента комментариев

Вы можете оставить комментарий

Имя (required)

Email (required)

Комментарий