Словарь обновленной профессиональной речи педагога
Часть II
Модернизация образования, вхождение в рыночную экономику дало толчок к применению новых технологий обучения. К ним относятся «информационно-коммуникационные технологии», «технология деятельностного обучения и воспитания», « проектная деятельность», «социальное проектирование», «модульные технологии обучения» с применением мультимедиапрезентаций и др.
Педагогика, в том числе и педагогика профессионально-технического образования - наука интегративная. Ученые подсчитали, что в ней 14,5% собственных понятий, составляющие основу. Все остальные понятия привнесены из других сфер и наук. Сегодня идет мощный поток знаний из области рыночной экономики. Переосмысливаются понятия «производственный потенциал», «аренда», «бизнес» и др. Вводятся новые понятия «государственная служба занятости», «предпринимательская деятельность», «квалифицированный резерв рынка труда». Особенность этой группы экономических понятий заключается в том, что через них характеризуется та среда, к жизни в которой готовятся наши выпускники, где проверяется эффективность их обучения. Эту среду надо знать для формирования целей воспитания и образования обучающихся, и прежде всего в профтехсистеме. Помимо этого, экономические понятия характеризуют те связи и отношения, в которые включается образовательное заведение в условиях реального рынка.
В профессиональной речи педагога появилось много понятий из сферы организации производства и науки управления в условиях предпринимательства. Водятся термины «менеджмент», «менеджер», «маркетинг» в том числе и образовательный. Управленческие понятия направляют процесс кардинальной перестройки структуры профтехобразования и руководства им.
Продолжено активное употребление психологических понятий. Особую роль играют «мотивация обучения и труда», «диагностика» развития и профессиональной готовности, «личность», «деятельность» и др. Увеличение использования психологических понятий в педагогике профтехобразования связано с признанием приоритета человеческих ценностей, со сменой характеристик выпускников ПТУ. Теперь нужна «активизированная личность», «коммуникативная», «компетентная», «предприимчивая», «социально мобильная» и т.д.
Все эти новые понятия в образовательной деятельности педагога, преобразуют педагогические знания, обогащают и дополняют их. В результате наши знания и педагогический опыт делаются более мобильными, подвижными, готовые к новым изменениям. Одновременно, старые знания приобретают новую окраску, новые оттенки, значимый смысл. Таким образом, знания педагога делаются более технологичными и гуманизированными. Это дает нам возможность «встроиться» в конкретные общественно-экономические отношения, в ту среду, где необходимо нам функционировать.
Похожие статьи:
Вы можете оставить комментарий