Россия во второй половине 19 – начале 20 веков
Пояснительная записка
Цель написания данной работы – повышение эффективности проведения уроков истории исходя из современных требований.
Для преподавания истории в современных условиях характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на личностно-ориентированное обучение, развитие необходимых в 21 веке умений и навыков интеллектуального общения.
Стоит задача развития творческого мышления учащихся, формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки полученной информации. Для этого необходим доступ к новым источникам информации, самостоятельного приобретения новых знаний и обогащения личного опыта. В существующую классно-урочную систему, я ввожу новые элементы занятий, направленных на проявление заинтересованности учащихся в выполнении тех или иных заданий.
Учащиеся не столько запоминают, сколько размышляют, оказываются в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений. Они работают индивидуально, в парах сменного состава, малых учебных группах (не более 3-4 человек). Наряду со знаниями, внимание учащихся обращается на овладение умениями и навыками учебной деятельности.
Способы системного конструирования и осуществления целенаправленного поэтапного процесса обучения, при котором достигается запланированный результат, получил название технологического подхода.
При этом подходе преобладают активно-поисковые методы обучения, происходит многократная отработка учебного материала с использованием разнообразных источников информации. При этом учитываются различные типы восприятия учащихся, их уровень познавательной активности.
В основе предлагаемой образовательной технологии лежит сочетание традиционных форм обучения (лекция и т.д.), активных форм обучения (деловые игры, активные семинары, дидактический тренинг и т.п.), а также самостоятельного освоения учащимися учебного материала: словарное обучение, разработка и выполнение логических схем баз знаний по теме.
Предлагаемая технология обучения предусматривает блочно-модульное изложение темы, комплекс учебных занятий, объединенных общей темой и целевой установкой. Логически завершенную единицу учебного процесса, предполагающую достижение локальной цели обучения в результате эффективного использования оптимального сочетания приемов, называют модулем урока.
Он включает в себя различные по типу и форме уроки одной темы (блока) с однородным историческим содержанием – однотипные социально-экономические явления и процессы, революции, войны, темы культурологического характера. Под таким модулем понимается обобщенная схема или комплекс дидактических условий, предполагающую определенную последовательность действий по организации и управлению учебной деятельностью учащихся.
В блоки объединено определенное количество модулей, каждый из которых позволяет выработать конкретные умения. Модулями можно считать такие типы и формы занятий: урок лекция; практическое занятие по работе с документами, историческими картами, с датами и терминами, с имеющимися опорными конспектами по материалам параграфов; творческие работы – написание докладов и рефератов по темам блока.
В соответствии со звеньями урока можно выделить четыре основных модуля:
1. организационный;
2. освоения новых знаний и умений;
3. повторения и закрепления;
4. контроля результатов обучения.
Может быть составлен модуль (памятка) по анализу какого-либо конкретного явления, например, реформаторских преобразований правителей в ту или иную эпоху.
Каждый ученик должен иметь:
• учебник, рекомендованный учителем;
• общую тетрадь для работ в классе;
• общую тетрадь для домашних заданий;
• тетрадь-словарь для исторических терминов.
Занятия в каждом блоке-модуле выполняются в следующей последовательности:
1. Обзорная лекция (в том числе может быть и видеолекция) по учебному материалу блока (раздела).
2. Практические занятия:
2.1 Первоначальное словарное обучение (работа с понятиями, терминами). Приложение № 1.
2.2 Работа с учебником, опорным конспектом. Приложение №2.
2.3. Алгоритмическое усвоение умений, навыков (работа с таблицами, схемами, памятками, составление логических и генеалогических схем). Приложение №3.
2.4. Повторное словарное обучение. Здесь же: консультация, отработка задолженностей (углубленное изучение – для сильных учащихся). Приложение №4.
2.5. Развивающий тренинг (активный семинар, деловая игра, круглый стол и т.д.).
3. Тестирование – это заключительное занятие по блоку (разделу). Перед тестированием проводится консультация.
Похожие статьи:
Вы можете оставить комментарий