Россия во второй половине 19 – начале 20 веков

01.05.2009
Объявления:

Пояснительная записка

Цель написания данной работы – повышение эффективности проведения уроков истории исходя из современных требований.

Для преподавания истории в современных условиях характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на личностно-ориентированное обучение, развитие необходимых в 21 веке умений и навыков интеллектуального общения.

Стоит задача развития творческого мышления учащихся, формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки полученной информации. Для этого необходим доступ к новым источникам информации, самостоятельного приобретения новых знаний и обогащения личного опыта. В существующую классно-урочную систему, я ввожу новые элементы занятий, направленных на проявление заинтересованности учащихся в выполнении тех или иных заданий.

Учащиеся не столько запоминают, сколько размышляют, оказываются в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений. Они работают индивидуально, в парах сменного состава, малых учебных группах (не более 3-4 человек). Наряду со знаниями, внимание учащихся обращается на овладение умениями и навыками учебной деятельности.

Способы системного конструирования и осуществления целенаправленного поэтапного процесса обучения, при котором достигается запланированный результат, получил название  технологического подхода.

При этом подходе преобладают активно-поисковые методы обучения, происходит многократная отработка учебного материала с использованием разнообразных источников информации. При этом учитываются различные типы восприятия учащихся, их уровень познавательной активности.

В основе предлагаемой образовательной технологии лежит сочетание традиционных форм обучения (лекция и т.д.), активных форм обучения (деловые игры, активные семинары, дидактический тренинг и т.п.), а также самостоятельного освоения учащимися учебного материала: словарное обучение, разработка и выполнение логических схем баз знаний по теме.

Предлагаемая технология обучения предусматривает блочно-модульное изложение темы, комплекс учебных занятий, объединенных общей темой и целевой установкой. Логически завершенную единицу учебного процесса, предполагающую достижение локальной цели обучения в результате эффективного использования оптимального сочетания приемов, называют модулем урока.

Он включает в себя различные по типу и форме уроки одной темы (блока) с однородным историческим содержанием – однотипные социально-экономические явления и процессы, революции, войны, темы культурологического характера. Под таким модулем понимается обобщенная схема или комплекс дидактических условий, предполагающую определенную последовательность действий по организации и управлению учебной деятельностью учащихся.

В блоки объединено определенное количество модулей, каждый из которых позволяет выработать конкретные умения. Модулями можно считать такие типы и формы занятий: урок лекция; практическое занятие по работе с документами, историческими  картами, с датами и терминами, с имеющимися опорными конспектами по материалам параграфов; творческие работы – написание докладов и рефератов по темам блока.

В соответствии со звеньями урока можно выделить четыре основных модуля:
1.    организационный;
2.    освоения новых знаний и умений;
3.    повторения и закрепления;
4.    контроля результатов обучения.

Может быть составлен модуль (памятка) по анализу какого-либо конкретного явления, например, реформаторских преобразований правителей в ту или иную эпоху.

Каждый ученик должен иметь:
•    учебник, рекомендованный учителем;
•    общую тетрадь для работ в классе;
•    общую тетрадь для домашних заданий;
•    тетрадь-словарь для исторических терминов.

Занятия в каждом блоке-модуле выполняются в следующей последовательности:
1.    Обзорная лекция (в том числе может быть и видеолекция) по учебному материалу блока (раздела).
2.    Практические занятия:
2.1     Первоначальное словарное обучение (работа с понятиями, терминами). Приложение № 1.
2.2    Работа с учебником, опорным конспектом. Приложение №2.
2.3.    Алгоритмическое усвоение умений, навыков (работа с таблицами, схемами, памятками, составление логических и генеалогических схем). Приложение №3.
2.4.    Повторное словарное обучение. Здесь же: консультация, отработка задолженностей (углубленное изучение – для сильных учащихся). Приложение №4.
2.5.    Развивающий тренинг (активный семинар, деловая игра, круглый стол и т.д.).
3.    Тестирование – это заключительное занятие по блоку (разделу). Перед тестированием проводится консультация.

Буду благодарна, если добавите эту статью в один из сервисов:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Похожие статьи:


Трекбек | RSS лента комментариев

Вы можете оставить комментарий

Имя (required)

Email (required)

Комментарий