Словарь обновленной профессиональной речи педагога.
Часть I
Профессиональная речь - обязательная составляющая любой профессиональной деятельности. Профессиональную речь составляет такая система понятий, которая отражает данную деятельность во всех связях и отношениях. С освоения профессиональных понятий начинается освоение профессии, как формирование профессионально значимых знаний, навыков, умений. Всякое изменение профессии, профессиональной деятельности сразу отражается в профессиональной речи.
Назначение профессиональной речи в том, что с ее помощью:
- осваивается предмет деятельности;
- общаются специалисты;
- практики осваивают научные знания, которые способствуют совершенствованию профессиональной деятельности, связывая теорию с практикой;
По профессиональной речи специалиста судят об уровне его профессионализма, о его общей культуре. Нельзя ограничиваться только вольным стилем речи, «своими словами», когда речь идет о профессии и о профессионализме. Согласно исследованиям, педагог-практик в своей работе использует не более 7-10% тех понятий, которыми нужно владеть ему для обеспечения успешной педагогической деятельности.
Профессиональная речь - живой, подвижный организм, который находится в постоянном развитии. При переходе к рыночной экономике, в период демократизации образования, его реформ, идет перестройка состава и структуры профессиональной речи педагогов и особенно работников профтехобразования. Крушение СССР, появление нового государства России, вносит огромные изменения в процесс обновления профессиональной речи педагогов.
Под влиянием рынка в педагогику профтехобразования пришли термины-понятия «рынок рабочей силы», «безработный», «забастовка», «инфляция» и другие, то под влиянием демократизации общества возродились с новым содержанием такие понятия, как «гражданское общество», «права человека» и др. А обращение к религии возвращает нас к таким понятиям как «душа», «духовный», «верующий» и др. Внутренние процессы протекающие в педагогике также обновляют профессиональную речь педагогов, например, новый взгляд на личность ребенка рождает такие понятия, как «личностно-ориентированное воспитание», «достоинство личности», «личностный потенциал рабочего» и т.д.
Похожие статьи:
Вы можете оставить комментарий