Возможности использования карт на уроках истории в старших классах Часть I
Использование исторических карт на уроках в старших классах, позволяет формировать хронологические и картографические знания у старшеклассников. В учебнике истории за 10 класс (авторы Сахаров А.Н, Буганов В.И.) уже в конце введения стоят 12 вопросов, которые, на мой взгляд, являются мировоззренческими. Они с первых страниц учебника, заставляют обучающихся задуматься не только над вопросом «для чего мы изучаем историю?», но и над тем, как географическое положение страны повлияло на историю государства российского, сделать сравнение географического положения и природы России со странами Западной Европы.
Пространственные представления дают правильное понимание исторических фактов, последовательного хода развития истории как закономерного процесса. Исторические события являются реальностью, если они помещены во времени и пространстве.
В системе начального профессионального образования профессию получают на базе 11 классов. Поэтому, наша специфика работы заключается в том, что мы работаем только со старшеклассниками. И в отличие от основной школы, в старших классах работа с историческими картами из средств обучения становится самостоятельным источником новой информации, обучающиеся должны уметь читать карту.
Но на сегодняшний день в нашей системе весьма скромное количество имеющихся исторических карт. Их недостающее количество, я на уроках компенсирую работой с атласами и контурными картами, которые должны быть у каждого учащегося. В некоторых случаях использую глобус, так как при показе, например США, учащиеся часто не могут соединить в своем представлении Аляску, которая находится не только на левой стороне карты, но и за пределами границ Российской империи на востоке. Помимо этого, использую карты в учебнике, мультимедиа и интернет - ресурсы. Я использую в работе с историческими картами сравнительный анализ. Например, дается задание сравнить территории Киевской Руси и Московского государства. Направляют в нужное русло работу обучающихся вопросы и задания:
1. Сравнить две карты и рассказать, какие территории были присоединены к новому русскому государству;
2. Какие изменения произошли в системе управления страной?
Похожие статьи:
Вы можете оставить комментарий