Исторические игры - часть 1

23.03.2010
Объявления:

Уважаемые читатели, предлагаю вашему вниманию мою разработку “Исторические игры”, которую я успешно применяю на уроках истории.

Исторические игры - часть 1

Исторические игры - часть 1

Автор: преподаватель Шакина В.Ф., pedagog-novator.ru

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Дидактическая игра является одной из увлекательных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, дат, имен и др.

Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции учащихся. Важной задачей становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра по своей природе синтетическая, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра – это естественная форма обучения. Она часть жизненного опыта ребенка, т. к. он знаком с ней с детства. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы учащихся, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих соображений и удобства, порядка и целеустремленности.

Что же такое дидактическая игра? Еще в Древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в Средневековье авторитарная и рассудочная система образования, стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Игра в такой школе была редчайшим исключением. Сам термин «дидактические игры», под которым понимались специально создаваемые или приспосабливаемые для целей обучения игры, впервые ввели Ф.Фребель и М.Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они стали применять игры и в начальной школе, принимая сначала форму игровых приемов в обучении.

В России только в 1960-е годы, в период либерализации общественной жизни – начала распространяться формула «учения с увлечением», пропагандируемая С.Л.Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный, потому что приобщает к новому, неизведанному, интересному. И все же используются на уроке редко. Почему?
Во-первых, потому что проблемы игровой деятельности недостаточно изучены в теории педагогики и методике преподавания средней школы.

Во-вторых, еще одна важная причина заключается в однобоком понимании теории ведущей деятельности. Игру считают ведущей лишь в дошкольном возрасте, а в дальнейшем ее, по мнению некоторых педагогов, неизменно должно сменить учение в чистом виде. Для этого необходимы игры простые, не продолжительные по времени, не требующие сложного оформления и оборудования, которые действенно и усиленно решают педагогические задачи урока, то есть игры, которые облегчают работу учителя, являются своего рода «палочкой – выручалочкой».

Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условиях ситуации. Игра побуждает учащихся перевоплотиться в другого человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, «примеривая на себя» условный или знакомый чей-то образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев, учащиеся моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностнозначимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.

Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных «взрослых» умений, в первую очередь, коммуникативных. Развиваются способности учащихся к восприятию, сопереживанию.

Игра – это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известные педагоги: А.С.Макаренко, В.Н.Сухомлинский, С.Н. Шмаков и др. Организация игр – не всегда простое занятие. Быть может, учитель загорится идеей игр и начнет активно внедрять их на уроках. Но не тут-то было: первые же попытки организовать игру обнаружат много проблем.

Во-первых, дисциплина: азарт игры может превратить урок в шумное мероприятие. Во-вторых, серьезное отклонение от предмета. Ведь учитель должен дать детям знания, а они должны быть научны. А игра? Она может внести хаос в процесс обучения. Оценка в игре – еще одна проблема. Если ставить оценки, то как, за что, где критерий объективности?

Таким образом, много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т.д.

Структура формирования игры

1. Выбор игры. Отобрав игры, соответствующие программному содержанию, учитель должен четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

2. Подготовка игры.

а) предварительная, которая несет основную дидактическую нагрузку. Учащиеся должны понимать, что должны сделать в ходе подготовки.

б) подготовка непосредственно перед игрой, направленная на создание необычного эмоционального настроения.

3. Введение в игру.

а) предложение игры;

б) объяснение правил;

в) выбор участников игры.

4. Ход игры.

а) начало игры;

б) развитие игрового действия;

в) заключительный этап игры.

5. Подведение итогов.

а) помнить, что перед началом подготовки к игре, четко объявить критерии, лучше, если они в течение игры будут у детей перед глазами.

б) корректно обнародовать результаты;

в) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;

г) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, вам должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.

6. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния)

В сегодняшней методике интерес к игре растет, это соответственным образом приводит к увеличению числа игр, а также и их разнообразию. Ориентироваться в них становится все сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр, повышается с каждым днем. Задача классификации – «навести порядок» во множестве различных игр, выделить отличительные признаки, характерные для разных их групп.

Итак, классификация по сущностной игровой основе, выглядит следующим образом:

- игры с правилами;

- ролевые игры;

- комплексные игровые системы.

В данной работе для нас также важна классификационная модель по структурным элементам уровня, в зависимости от дидактических целей игры:

- игры для изучения нового материала;

- игры для закрепления учебного материала;

- игры для проверки знаний;

- обобщающие игры;

- релаксационные игры-паузы.

Игры при подготовке к изучению нового материала

Продолжение следует.

Буду благодарна, если добавите эту статью в один из сервисов:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Похожие статьи:


Комментарии: 2 to “Исторические игры - часть 1”

  1. Галина Николаевна on June 18, 2010 4:19 pm

    Отличный и нужный материал. Спасибо!

  2. admin on August 9, 2010 3:50 pm

    Спасибо, что материалы, которые я подбираю, Вам понравились.

RSS лента комментариев

Вы можете оставить комментарий

Имя (required)

Email (required)

Комментарий