Лекции и их роль в преподавании истории
В лекции обзорно освещается учебный материал, предлагаемый для изучения в блоке (разделе). При этом особое внимание обращается на ключевые вопросы блока, сочетающиеся с учебным материалом предыдущего и последующих блоков.
Лекции могут быть проблемные, межпредметные, а также установочные. В лекциях преподаватель делает акцент на те вопросы, на которые учащимся придется отвечать при тестировании. Это обстоятельство повышает внимание учащихся на лекции. Они должны ее слушать и конспектировать (даты, термины, имена исторических деятелей, названия событий), зная, что это является залогом успешного выполнения практических занятий, тестирования, сдачи зачетов и т.д.
На лекции преподаватель передает основную базу знаний, формирует мировоззрение учащихся. Лекции несут и значительную воспитательную функцию. На лекциях преподаватель выражает свое отношение, свое концептуальное видение, свое мировоззрение, свою философию, свое “Я”.
Лекции носят диалогический, проблемный и диалектический характер. Новый материал (лекция) читается по всему блоку (разделу). Количество часов (уроков) на каждую конкретную лекцию планируется в зависимости от объема и сложности учебного материала данного блока. Это экономит время, высвобождая его для более прочного усвоения знаний, умений, навыков на практических занятиях. При этом одной из главных задач преподавателя является руководство, помощь в самостоятельном изучении учебного материала, пояснение сложных вопросов, доведение до каждого учащегося целей и задач выполняемой работы.
Словарное обучение – работа с понятиями и терминами
Включение в свою деятельность систематической работы с историческими терминами помогает мне вести более целенаправленную работу по систематизации знаний. Усвоенные понятия служат средством для обобщения вновь изучаемого материала в дальнейшем учебном процессе (новые для учащихся факты соотносятся с известными понятиями, и в результате облегчается их понимание).
Необходимым условием эффективной работы является определение наиболее целесообразных ступеней формирования понятия, позволяющих углублять и расширять знания от урока к уроку.
Этими ступенями являются:
• выделение существенных признаков исторического факта;
• определение понятия;
• упражнение по его использованию;
• выработка умения оперировать терминами;
• применение терминов для анализа и познания исторического материала.
При этом необходимо учитывать то, что необязательно избирать какой-либо один и самый правильный вариант определения многих терминов (таких как цивилизация, культура, государство и т.д.). Поэтому не всегда от учащихся следует добиваться единственно правильного ответа, а давать ему возможность по-своему интерпретировать тот или иной термин, не искажая при этом смысла понятия.
Эффективность формирования понятий
Эффективность формирования понятий связана также с рядом методических условий:
• Необходим учет роли конкретных представлений и образов (это дает возможность соотнесения эмоционального и логического факторов).
• Возможность раннего введения термина с последующей его систематизацией. Определение вводится на допустимом уровне сложности.
• Запоминание понятий должно происходить во взаимосвязи с явлениями и событиями. Система фактов – основа усвоения понятий.
• Понятие более высокого уровня обобщения должно вводиться не изолированно, а в связи с уже известными.
• Процесс усвоения понятий будет эффективным при условии самостоятельной работы учащегося с заданиями по формированию понятий.
• Усвоение понятий требует длительного времени и периодического повторения.
Работа с историческими терминами может быть использована для групповых занятий, для индивидуальной работы с учетом подготовленности учащихся, при обобщении пройденного материала, проверке усвоения знаний.
Важным компонентом учебного процесса является самостоятельная работа учащихся. При работе с историческими терминами она имеет первостепенное значение. Использование в процессе обучения различных приемов организации самостоятельной работы, как на уроке, так и дома, помогает усилить связь с опытом, который уже имеется у учащихся; учит их работать с различными источниками информации; способствует развитию умений сопоставлять, сравнивать, делать выводы, обобщать; дает возможность организовать активную познавательную деятельность в группе, что имеет значение для целеустремленной работы каждого учащегося, когда он ставится в такие условия, что просто не может быть пассивным; обеспечивает экономия времени; разнообразит работу учащихся.
Работа с историческими терминами предполагает использование учебника по истории Отечества, а также словаря исторических терминов и понятий, который составляется учащимися с помощью преподавателя на протяжении всего учебного курса.
Усвоение исторических понятий учащимися не только предполагает их правильное применение, но развивает специальное историческое мышление, создает опорные знания, прививает устойчивый интерес к изучению истории.
Похожие статьи:
Вы можете оставить комментарий