Информационные технологии – условие формирования инновационной образовательной среды

31.03.2009
Объявления:

Изучение истории способствует становлению многоперспективного взгляда на мир, едва ли не эффективнее других учебных предметов, поскольку анализ фактов прошлого и современности, их интерпретации и оценки происходят со всевозможных «наблюдательных пунктов», «позиций», точек зрения. Познание истории  это приобщение судьбы личности ученика  и каждого поколения к судьбам истории, размышление «над временем».

Как помочь детям, с их коротким жизненным опытом, осознать масштабы ожидающих их на уроках истории  путешествия  в глубь времени?

Моя деятельность как учителя активизируется через информационные технологии, так как они качественно меняют сам процесс обучения, повышают эффективность образования, помогают формировать у ребят индивидуальный стиль жизни и деятельности в условиях информационного общества. Стоит задача развития творческого мышления учащихся, формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки полученной информации. Для этого необходим доступ к новым источникам информации, самостоятельного приобретения новых знаний и обогащения личного опыта. Формируется информационная культура учащихся и в направлении мультимедийного образования. Дети, увлекающиеся электронными технологиями, получают возможность применить свои знания и навыки на практике, продемонстрировав их публично, добиваясь успеха в новых условиях. Информационные технологии незаменимы на факультативных, индивидуальных занятиях, написании рефератов, докладов, оформлении и представлении исследовательских работ.

Большие возможности открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе все усложняющихся практических заданий - проектов. Выполняя индивидуальные и коллективные творческие проекты, учащиеся учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая  за свои успехи, промахи, недостатки.

Он сам (на первых порах при участии учителя) анализирует каждый шаг своего учения, определяя свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности. Чувство свободы выбора делает деятельность учащихся осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной. Без активизации мыслительной деятельности невозможно расширять и углублять исторические знания, приобретаемые на уроках. Так для написания рефератов по итогам года, я обязательно даю алгоритм  и около 20 названий тем для реферата по всему курсу истории России. Это дает хорошую опору для качественной работы учащихся. Для развития интереса учащихся к истории использую новые для них средтимедийные учебники, которые позволяют обеспечить учебными материалами и заданиями каждого учащегося и добиться максимальной концентрации внимания и глубокого усвоения обязательного минимума учебного материала. Моя деятельность на таком уроке соответствует традиционным урокам. При подготовке  к уроку с использованием мультимедийного учебника, я определяю, в каком виде будут использованы возможности программы, отбираю необходимые фрагменты, продумываю вопросы и задания для учащихся по ходу урока.

Для творческой работы учащихся над рефератом или групповым проектом, использую материалы мультимедийного учебника по истории с использованием важных функций - «альбом» и «реферат».

Но встает проблема - учитель может увлечься технологическим проектированием своего предмета и упустить главное - «воспитание историей» личности учащегося, знающего историю, нравы, обычаи своего народа, уважающего и любящий свою Родину, чувствующего ответственность за нее, понимающего, что независимо от того, какое государство и какая власть находится на территории России - это временные категории, что есть вечная ценность - Родина с большой буквы; большая и малая, которую, как и мать - не выбирают!

Поэтому, помимо работы на уроках, я внедряю во внеурочную деятельность для учащихся социальное проектирование. Изменяется мотивация учения с собственно познавательной, на преимущественно личностную и социальную. Познавательные интересы и мотивы подростков сильно разнятся и часто характеризуются неопределенностью, изменчивостью, ситуативностью. Все это приходится учитывать в планировании работы.

Участие в исследовательских  и творческих работах для учащихся становится значимым, расширяется представление о себе, других людях. Отсюда интерес учеников к житейскому опыту уважаемых людей, самостоятельный поиск знаний. Мною было предложено учащимся сделать по алгоритму исследовательский мультимедиапроект «История по дороге в училище» в программе Power Point. Зная, что у большинства нет компьютеров, я не ставила жестких условий. В итоге учащиеся принесли 20 презентаций не только по названной теме, но и по теме «Генеалогическое древо моей семьи». Мы смогли организовать целое мероприятие с показом и комментариями работ самими авторами. Проектная деятельность при исследовании  истории своей семьи, подталкивает учащихся шире, чем на уроках обращаться к другим формам исторического образования, как бы самому писать историю. Данное задание непроизвольно втягивает всю семью в орбиту изучения родословной своей семьи. Не одну неделю тратят все члены семьи, чтобы воспроизвести ветви родословной, корни которой в некоторых семьях уходят в XVIII век. Около 400 человек - вот самая большая  родословная, воспроизведенная учащимся Петровым Игорем и его семьей. В этой работе учащимся помогают памятки и алгоритмы для исследований «Генеалогическое древо моей семьи»,  «Сколько всего у тебя предков».

Данная поисково-исследовательская работа сопоставима по характеру мыслительной деятельности с работой историка. По завершении работы, я говорю учащимся, что они летописцы своей семьи. Особенно эти исследования актуальны и социально значимы в год, объявленный «Годом семьи».

От проекта исследования истории семьи идет усложняющееся задание. И в нашем училище следующей ступенькой в этой деятельности стали исследовательские проекты, которые имеют не только учебное, но и большое личностное, социальное значение. Темы выбирали такие, чтобы они пронизывали российскую, региональную историю и историю Зауралья. Для целенаправленного поиска важна общественная значимость исследования и наличие достаточного количества материала. Это были проекты «Великая Отечественная война глазами моей семьи», который на протяжении вот уже нескольких лет проводится в нашем училище, а также исследовательский проект посвященный 65-летию образования Курганской области «Любовь моя - Зауралье».

Исследовательские  проекты учащихся были награждены дипломами лауреатов в рамках Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», проводимого под эгидой издательского дома «Первое сентября», в котором мы принимаем участие вот уже три года подряд.

«Механизм» духовного общения в данных коллективных и индивидуальных проектах - это диалог поколений. Именно он составляет главный смысл и основной способ воспитания и формирования успешной личности, гражданина и профессионала.

Шакина В.Ф., преподаватель истории

Буду благодарна, если добавите эту статью в один из сервисов:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Похожие статьи:


Трекбек | RSS лента комментариев

Вы можете оставить комментарий

Имя (required)

Email (required)

Комментарий