Рабочая программа факультатива - Я гражданин
Программа разработана в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны. Программа направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания учащихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Проблема формирования модели патриота и гражданина, свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами. Гражданскую позицию человек реализует в общественных делах, так как гражданином можно стать только в обществе.
Технология проведения занятий дает возможность вооружить обучающихся способами самопознания, самоопределения, самореализации, развития внутренней мотивации к учебе и самосовершенствованию через самостоятельный поиск, диалоговые формы работы, практические упражнения, диагностические задания.
Цель программы - формирование у обучающихся потребности к сознательному, бескорыстному служению своей Родине. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, за свою малую Родину - Зауралье. Формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.
Задача программы:
- определение понятий ценностей гражданина, патриота, личности;
- развитие умения осуществлять ценностный выбор;
- воспитание нравственно-духовной культуры личности.
Курс не предполагает оценку деятельности обучающихся через систему баллов. Применяется письменная и устная рефлексия. В процессе реализации программы, предполагается мониторинг развития ценностных ориентаций (входной, промежуточный и итоговый) обучающихся.
Учебно-тематический план
программы для Мариинских групп «Я - гражданин»
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
Теорет. | Практич. |
1. | Основы конституционного строя РФ |
2 |
1 |
1 |
2. | «За гарантированное равенство прав и возможностей мужчин и женщин» |
2 |
1 |
1 |
3. | Общественные женские организации России «Комитет солдатских матерей» |
2 |
1 |
1 |
4. | «Союз женщин России» |
2 |
1 |
1 |
5. | Всеобщая декларация прав человека о правах женщин |
2 |
1 |
1 |
6. | Взаимодействие понятий «Родина -патриот» |
2 |
1 |
1 |
7. | Государственные символы России |
2 |
1 |
1 |
8. | К 65-летию Победы советского народа в ВОВ «Слава Отечества в делах дочерей его» |
2 |
1 |
1 |
9. | «С песней по жизни» о женщинах, чье творчество прославляет Отечество. |
2 |
2 |
|
10. | «Я - патриот Зауралья» о женщинах, чей труд прославил наш край. |
2 |
1 |
1 |
11. | Экскурсия в краеведческий музей |
2 |
2 |
|
12. | Итоговое занятие |
3 |
1 |
2 |
Содержание программы «Я - гражданин»
1. Основы конституционного строя РФ.
Углубление и расширение знаний по основам Конституции Российской Федерации. Овладение основами культуры прав человека, умению включаться в жизнь в демократическом обществе.
Знать |
Уметь |
Основные положения Конституции РФ, систематизировать знания учащихся в системе права. | Формулировать собственные представления и установки, основанные на современных правовых ценностях. |
2. «За гарантированное равенство прав и возможностей мужчин и женщин».
Изучение в историческом плане принятия Декларации по данному вопросу прав человека, гарантировавших равенство прав и возможностей мужчин и женщин, а также что предшествовало последующей регламентации этого института одноименной Конвенцией, содержание конкретных обязательств государств-участников. Применительно к правам женщин Декларацией и Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Время провозглашения Декларации 7 ноября 1967 года, о подписании Конвенции в 1979 году.
Знать |
Уметь |
Названия международно-правовых документов в сфере защиты прав женщин. | Оперировать в практической жизни международными правовыми актами по защите прав женщин. |
3. Из истории Комитета солдатских матерей России.
Общероссийская общественная организация «Комитет солдатских матерей России» (КСМ России) создана в апреле 1989 года. Причины, побудившие женщин объединиться в общественную организацию, о проделанной работе за прошедшие годы. Сегодняшние дела и проблемы, решаемые КСМ России.
«Союз женщин России»
О программе деятельности Союза женщин России, которая направлена на улучшение условий жизни женщин и их семей, на повышение статуса женщин в обществе, на ликвидацию всех форм дискриминации в отношении женщин. Правовое просвещение женщин, разъяснение их прав и основных свобод в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Знать |
Уметь |
Знать общественные женские организации России. | Определять причины возникновения общественных женских организаций России. |
4. История становления и развития Конституции РФ.
Формирование представления учащихся о первых попытках введения конституционного правления в России и начале демократического конституционализма.
Знать |
Уметь |
Конституции СССР, их особенности. | Различать основные принципы принятия Конституций в СССР. |
5. Всеобщая декларация прав человека о правах женщин.
О принятии ООН Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. О Федеральном законе «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций и дополняющих ее Протокола «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, наказании за нее»: Постановление Совета Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации №87-СФ от 14 апреля 2004 г.
Знать |
Уметь |
Название и время принятия международно-правового документа. | Ориентироваться в документах по проблеме защиты прав женщин. |
6. Взаимодействие понятий «Родина - патриот».
Расширение и углубление знаний по истории Отечества в целях воспитания гражданина и патриота, неразрывности понятий Родина и патриотизм.
Знать |
Уметь |
Знаменательные даты и события из героического прошлого России. | Приводить примеры патриотических действий по защите своей Родины. |
7. Государственные символы России.
Знакомство и изучение истории происхождения гимна, герба и флага России. Знакомство с традициями применения государственных символов.
Знать |
Уметь |
Текст гимна России, историю флага и герба РФ. | Проявлять уважение в жизни к символам России. |
8. «Слава Отечества в делах дочерей его».
Биографии выдающихся женщин России XX века. Примеры подвигов героев-женщин в годы Великой Отечественной войны удостоенных государственных наград.
Знать |
Уметь |
Биографии выдающихся женщин России XX в., их вклад в процветание России. Подвиги женщин в В.О.В. | Приводить примеры и факты из истории о выдающихся женщинах России. |
9. Дни воинской славы России - доблестные даты России. История наградной системы России. Ордена и медали, подготовка и защита рефератов «В жизни всегда есть место подвигу!».
Знать |
Уметь |
Названия орденов и медалей. Историю наградной системы России. | Объяснить, когда и в каких случаях выдаются награды в России. |
10. «Я - патриот Зауралья» - о людях, чей труд прославил наш край в годы индустриализации и коллективизации, в период Великой Отечественной войны, в послевоенные годы, а также в последней четверти XX века.
Знать |
Уметь |
Знаменитых людей Зауралья. | Приводить примеры из жизни выдающихся зауральцев, об их трудовом вкладе. |
11. Экскурсия в краеведческий музей.
Знакомство с экспозицией музея по данной тематике.
12. Итоговое занятие.
Обобщение пройденного материала, обмен мнениями, выявление наиболее интересных моментов в материале данного курса.
Похожие статьи:
Вы можете оставить комментарий