Свобода и необходимость в человеческой деятельности

26.05.2010
Объявления:

Цели урока обществознания: ознакомить обучающихся с различными смыслами и аспектами понятия «свобода»; сформировать представление о свободе как об одной из центральных в философских исканиях человечества; показать, что свобода личности в различных ее проявлениях сегодня выступает важнейшей ценностью цивилизованного человечества, значение свободы для самореализации человека.

свобода человеческой деятельности

Опорные знания: основные понятия - свобода, абсолютная свобода, «буриданов осел»,   свобода и необходимость, свобода и ответственность, самореализация.

Оборудование урока: плакаты с терминами, учебник, словарь, проверочное задание  в двух вариантах.

Учащиеся должны знать термины урока, нормы морали и права.

Учащиеся должны понимать, что абсолютной свободы не бывает, без моральных ограничений подлинной свободы нет.

Учащиеся должны уметь выстраивать стратегию поведения, общие принципы своих действий, которые приобретут характер убеждений.

Учебные элементы (этапы урока)

I.  Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели урока.

II.  Входной контроль.

III.  Изучение нового материала.

План изучаемой темы

1.  Понятие «свобода».

2. Почему не может быть абсолютной свободы?

3. Границы свободы:

а) «внешняя необходимость и ее различные     проявления;

б) «внутренние» регуляторы свободы.

4. Что такое свободное общество.

IV.  Завершающий контроль.

V.    Рефлексия.

Домашнее задание: ответить на три вопроса в конце § по выбору,  проверочное задание.

Методическое обеспечение урока.

К основным задачам изучения данной темы относится:

-  ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия «свобода»;

-  анализ некоторых философских,  социально-политических, морально-этических проблем (свобода и необходимость, свобода и произвол, свобода и ответственность), имеющих не только  обобщенно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем.

Методическими средствами, наиболее соответствующими целям и особенностям содержания темы, может быть метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, проблемное изложение, эвристическая беседа. Возможно и обращение к фрагментам из философских, научных, научно-популярных трудов авторов, принадлежащих к различным школам и направлениям.

Изучение нового материала.

1. Понятие «свобода»

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

Самореализация - выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей, дарований.

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Все революции писали слово «свобода»  на своих знаменах. Свободу можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества - политическая свобода, экономическая свобода, религиозная, интеллектуальная и т.д.

Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества.

Если обратиться к личностному уровню, то проблема свободы сводится к вопросу: обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет его намерения и поступки внешними обстоятельствами?

Воля - способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели.

2. Почему не может быть абсолютной свободы?

При спорах вокруг смыслов и сути «свобода» очевидно, что «чистой» (абсолютной) свободы не существует. Пример «буриданов осел». (Предлагается учащимся прочитать в учебнике данный абзац). Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Предлагается учащимся проиллюстрировать собственными примерами.

Из этого вытекает следующее - свобода есть человеческое отношение, форма связи человека с другими людьми. Так же как нельзя любить в одиночку, так и невозможно быть свободным без других людей или за их счет.

3. Границы свободы.

Но каковы же границы свободы, и чем они определяются?

Первая связка понятий это свобода и необходимость. Речь идет о проявление внешней по отношению к человеку необходимости. Это закономерности природной и социальной среды обитания человека, не считаться с которыми он не может. Споры и разногласия вызывает вопрос о стратегии поведения личности. Одни усматривают здесь промысел Божий. Этим все предопределено! «И человек ничего не совершает по своей воле, а все происходит по необходимости от предвидения Божьего», - утверждает религиозный реформатор Мартин Лютер XVI в. В противоположность этому взгляду другие религиозные деятели предполагают такую трактовку божественного предопределения и свободы человека: «Свобода, прежде всего, означает возможность выбора между добром и злом, причем выбора, сделанного самостоятельно, на основе собственного решения. Мир сам должен вернуться к Богу, поскольку сам от него отошел».

Понятие «необходимость» может иметь и не божественный смысл. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. не зависимых от сознания человека, законов. Сторонники этой позиции в отличие от фаталистов, не считают, что все в мире жестко определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями, в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу. Пример: о сейсмоопасных зонах.

Теперь мы переходим в новую понятийную плоскость: свобода и ответственность, связанную с еще более важным значением, по мнению мыслителей, чем внешняя свобода. «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы», - писал Н.А. Бердяев (русский религиозный философ нач. XX в.).

Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие  избавиться от угнетенного,  депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждет расплата, причем «платить» придется самым дорогим - собственным здоровьем, а иногда и жизнью.

Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он выберет здоровый образ жизни. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Тогда мы говорим о чувстве ответственности, долга. Оно проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих.

Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, какие цели перед собой ставит человек. Такая личность даже в условиях прогрессирующего вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдет до состояния духовного упадка и будет действовать так, как будто отстаиваемые им принципы обязательно восторжествуют в будущем.

Человек по-настоящему свободен лишь тогда, когда он сознательно и добровольно делает подчас мучительный выбор в пользу добра. Без моральных ограничений подлинной свободы нет!

4. Что такое свободное общество.

Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

Какое же общество может обеспечить такой выбор?

Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государство в жизнь отдельного человека будет минимальным? Так многие считают на Западе, что только в таком обществе может быть  свободомыслие. Но суть не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и отстаивающих разные точки зрения, и являются основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали.

Подлинная свобода предполагает нечто большее. Чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают объединение, ответственность, справедливость, т.е. все те ценности, которые должно обеспечивать общество. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту. Определенную регулирующую роль должно выполнять государство. Оно должно заботиться в социальной и экономической сферах о равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми.

Идеал свободы не должен заслонять идеала равенства.

Буду благодарна, если добавите эту статью в один из сервисов:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Похожие статьи:


RSS лента комментариев

Вы можете оставить комментарий

Имя (required)

Email (required)

Комментарий